Научный подход.
Руководители европейских государств гораздо раньше, нежели российские руководители увидели выгоду от научного подхода к управлению государством, включая учет подданных, сбор налогов, контроль за торговыми и банковскими операциями и т.п. Качество учета и контроля серьезно увеличивало доходы казны.
В России менеджмент больше полагался на народную мудрость: «бог не выдаст, свинья не съест» и огромные неосвоенные земельные угодья. У царя, помещиков, промышленников, церкви было так много активов в виде сырья, земельных угодий, крепостных крестьян, что не было никаких экономических оснований бороться за эффективность и результативность управления активами. Никто не был заинтересован в корректном учете и контроле.
Как сказал государь император, во время Крымской войны император Николай I в разговоре с наследником престола (будущим царём Александром II) «Сашка! Мне кажется, что во всей России не воруем только ты да я».
Появление государственного бюджета вместо дьячьих росписей и сметного планирования — произошло только в 1900 году. При этом вести бюджет в России потребовали иностранные кредиторы.
В Европе научный анализ, симбиоз статистического учета, среднесрочного и тактического планирования — позволил модернизировать военную и гражданскую инфраструктуру, чтобы управлять государством не большой площади в условиях высокой конкуренции и дефицита всех видов ресурсов.
Так, например, строитель крепостей Вобан строил и перестраивал военные укрепления так, чтобы они обеспечивали достижение множества тактических и стратегических целей. Он писал об этом научные труды, на основе которых шло развитие научной мысли и появление новых ученых.
Ньютон не только придумал закон всемирного тяготения и бином. Он очень много сделал для развития экономической науки Англии.
В Нидерландах еще в 1560-х годах была создана школа живописцев, которые рисовали другие страны, военные сражения, в качестве учебных пособий для университетов и военных академий, по существу, делая фотографии местности. Создавалось множество научных инструментов для землемеров, морских путешествий, строителей инженеров и т.д.
Результаты войн, экспедиций, территориальной экспансии в колонии обобщались, велся статистический учет, создавались теории и учебные материалы. Были созданы значительные запасы знаний, без освоения которых не возможно было продвижение по военной или гражданской службе. В результате уровень научной и технической подготовки руководящих кадров в Европе был значительно выше, чем во всем остальном мире.
Обучение же российских специалистов в морском деле, в экономической науке, даже в методах измерения земельных наделов и картографии происходило с использованием зарубежного оборудования и учебных материалов.
Отсутствие преемственности между различными правителями в России (цареубийства, дворцовые перевороты) не позволяли осуществлять планы превышающие срок жизни и правления конкретного правителя. Фактически хранителем и инициатором стратегических задач для большинства руководителей российского государства были церковные иерархи, рекомендующие «расширять пределы государства российского».
Сразу же возникает ассоциация между управлением Россией и управлением российской компанией: в нашей стране в каждой компании с приходом нового директора готовят и принимают новую стратегию.
Из-за недостатков системы управления российским государством, крепостного права и медленно меняющихся традиций, европейские мыслители Россию называли дикой, отсталой страной, тюрьмой народов. С другой стороны стратегия развития Европы, при всем внешнем примате гуманитарных ценностей породила нескольких менеджеров-завоевателей: Карла Великого, Наполеона, Гитлера, погубивших миллионы людей во имя процветания и блага своего народа.
Именно Европейская наука обосновала целесообразность уничтожения коренных народов. Решения о геноциде принимались после серьезных дискуссий, в виде законодательных актов. В Америке, Австралии аборигены уничтожались всеми возможными средствами (войны, болезни, резервации). Создание концентрационных лагерей, сжигание ведьм на кострах в борьбе за эффективное очищение людей от скверны — все это достижения научной мысли в Европе.
Отчасти, по моему мнению, именно отсутствие научного, взвешенного подхода к собственной жизни и жизни простых людей, самодурство менеджеров и руководителей государства позволило России сбросить Монгольское иго, стать самым большим государством в мире, победить во всех крупных военных конфликтах, полететь первыми в космос, погубить огромное количество собственного населения.