Овеществленное доверие, как главное конкурентное преимущество.
По мере развития социальной эволюции и торжества гуманитарных ценностей произошло обесценивание физических активов в пользу виртуальных, умозрительных. С 1950 годов главной ценностью стало доверие (деловая репутация). Владение доверием, торговля доверием, хранение доверия, умножение доверия произвольным образом стало основой могущества США, Великобритании, Канады, Японии и союзников, а так же отдельных компаний и организаций.
Вы спросите, что есть овеществленное доверие? Как можно торговать доверием? Наиболее простой ответ — ДЕНЬГИ! Ничем не обеспеченные бумажки: доллары, фунты, йены (теперь хороший пример bitcoin)! Они ничего не стоят сами по себе, ведь золотой стандарт отменен в прошлом веке.
Однако человечество верит в платежеспособность стран, доверяет руководству США и ее союзников. США может не воевать, а получить любые активы и ресурсы просто обменяв их на кусочек доверия. Америка купила за «доверие» Аляску, Калифорнию и несколько других штатов. Почти сто лет вся Америка снабжается ресурсами (нефтью, металлом, хлопком) исключительно за счет «доверия» Китая, России, Японии и Кореи в американский доллар. Такое уникальное преимущество перед другими странами высвободило огромные человеческие ресурсы на технический прогресс и непрерывный рост благосостояния американских граждан. А это еще больше укрепило Доверие. Именно доверие (репутация, авторитет) позволяет компаниям продавать свои товары и услуги. Именно доверие к мужчине позволяет женщине выйти за него замуж. Именно доверие к вашим способностям и знаниям позволяет устроиться на работу, в компанию, которая у вас вызывает доверие и надежду.
Для тех, кто предсказывает будущее: экстрасенсов, гадалок и сотрудников, занимающихся стратегией, доверие — это самое главное (основа)!
Если вы не удовлетворены своим текущим служебным положением, если ваш начальник не слушает ваших советов, если у вашего отдела репутация нахлебников, то вы, ваш отдел, результаты вашей работы НЕ ВЫЗЫВАЮТ ДОВЕРИЯ!
Руководителю стратегического управления обязательно нужно быть немного психологом, понимать природу образования доверия, изучать инструменты его вызывающие и закрепляющие. По этой теме есть масса специализированной литературы. Но нельзя путать доверие, которое пытается вызвать у покупателя продавец, с доверием которое руководитель ищет в сотруднике.
Я рекомендую проверять все свои расчеты, доклады, иные результаты работы на способность вызвать доверие! Самый грамотный, рассчитанный по математическим моделям прогноз не будет востребован (даже если вы в итоге оказались правы и ваш прогноз сбылся), если в процессе его представления, обоснования было утрачено доверие руководства и заказчиков к прогнозу. Вспомните Сталина, в 1941 году он не доверял своим, прозевал войну!
Одна из главных ошибок современных менеджеров при создании доверия к компании и к себе лично: замена доверия брендированием. Наличие хорошего бренда у компании — очень ценно и важно. Однако Доверие гораздо важнее бренда.
Бренд это всего лишь известность. «МММ» — очень известная компания, но не вызывает доверия. Всегда помните, за развитие известности и продвижение бренда отвечают маркетологи. Потому, что это технология, простая и легко воспроизводимая. За создание
Доверия к компании, руководству, товарам и ее сотрудникам — отвечает весь высший менеджмент и вы как стратег! Если результатом вашей стратегии станет рост доверия потребителей к компании и ее услугам — вы сможет компенсировать этим ресурсом почти любые мелкие ошибки.
Однажды обретенное «доверие» очень трудно утратить, люди так трудно доверяют кому то в первый раз, что доверившись, закрывают глаза на самые явные нарушения и ошибки. Возьмите за пример Сбербанк (СБ), уровень доверия к нему так высок, что ни очереди, ни устаревшие технологии не уменьшали числа клиентов. А когда руководство СБ начало совершенствовать технологии работы, не растеряв доверие клиентов, выручка и чистая прибыль выросли до небес.
Есть только один маленький нюанс: доверие нельзя пощупать, измерить, выразить в цифрах, посчитать упоминаемость в СМИ. Исследователи научились изучать отдельные компоненты доверия: брендирование, тревожность, лояльность (не полностью) и многие другие составляющие.
Однако, мне не известна теория, которая достоверно описывает интегральный показатель Доверия. Вроде, как предполагается, что если вы все отдельные компоненты сделаете и отладите хорошо, доверие возникнет само собой!
Но НЕТ — увы и ах! Есть блестящие компании, у которых великолепные маркетинговые отделы, могучие бюджеты, образованные управленцы, но доверия нет!
Это именно тот случай, когда сумма всех слагаемых не дает одинакового результата. Это как любовь, как бозон Хиггса всегда есть что-то определяющим образов влияющее на конечный результат. Но это «что-то» нельзя померить, взвесить и описать.
Теперь, чтобы провести параллель с современными теориями стратегического менеджмента, для начала стоит рассмотреть практическую полезности классической теории и концепции стратегического менеджмента для управленческой деятельности российских компаний.
2.2. Классическая теория и концепция стратегического менеджмента
Сегодня российская компания может выбрать консультанта на свой вкус и кошелек, может использовать услуги мировых консалтинговых брендов, таких как Price Water House Coopers, McKinsey, BKG, EY, Deloitte и др. или пригласить пусть и менее авторитетных, но более доступных российских консультантов. Как выбрать и чего ожидать?
С актуальной информацией о крупнейших консалтинговых компаниях осуществляющих свою деятельность в России вы можете ознакомиться на сайте журнала Коммерсант.
Прежде всего, давайте рассмотрим бизнес-модель современных консалтинговых организаций. Очевидно, что консалтинг — это бизнес и довольно прибыльный. Растущее количество консалтинговых компаний в России и в мире в целом, является тому подтверждение. Во-первых, форма этого бизнеса — аутсорсинг для решения задач менеджмента компаний, вовторых, является западным изобретением, в-третьих, честно говоря, относительно легкий бизнес.
На чем основана их модель создания ценности и генерации дохода?
На продаже решения или набора решений максимально возможному количеству заинтересованных в нем компаний. При этом, такая заинтересованность может либо объективно существовать, либо активно формироваться рекламой, происходящими изменениями, политическими установками, экономическими вызовами и др. причинами.
Затраты консалтинговых компаний на создание своего продукта различны. Одни выстроили бизнес, разработав удачный продукт (SAP, 1С), другие создали универсальный инструмент, некий подход, объясняющий возникновение и решение бизнеспроблем (McKinsey). Затраты, и временные и финансовые, безусловно у разных компаний различны. Но во всех консалтинговых компаниях есть одна общая черта, статья затрат на услугу, которая является наибольшей по величине и всегда является главным объектом оптимизации — персонал и оплата труда. Что мы получаем в итоге.
Менеджер со значительным опытом создает некое решение, востребованное рынком. Со временем он начинает использовать труд, все большего количества наемных сотрудников для освоения доступного рынка. Этот процесс, с учетом цели деятельности консалтинговой компании, можно назвать условно бесконечным. Чтобы поддерживать свою репутацию и конкурентоспособность консалтинговая компания совершенствует продукт и совершенствует персонал, его продающий, т.е. фактически внедряющий в компании некий продукт. Обеспечение компетенций персонала определяется в различной степени строгостью отбора сотрудников и их обучением внедрению конкретного решения.
Снижение входных требований к компетенции консультантов и затрат на их обучение, являющееся обратной стороной роста их численности, для расширения и роста бизнеса приводит к тому, что за период своей работы консультант вырабатывает устойчивую схему «одно решение — много компаний».
Формируется набор вариантов и решений, которые используются с достаточно небольшими вариациями в различных компаниях и отраслях, тем самым, неким образом, причесываются уникальные по своей национальной и корпоративной культуре российские компании «под одну гребенку», что часто приводит и к неудовлетворенности заказчика и к нежизнеспособности внедренных решений.
Теперь давайте подытожим то, какие решения сегодня пользуются наибольшей популярностью среди заказчиков консалтинговых компанией в части разработки стратегии. Безусловно, их огромное количество, но выделим некоторые из них, популярные в России, применяемые для разработки и реализации стратегии компании: